Опекунство над инвалидом: порядок оформления

Последние изменения:

Численность граждан, относящихся к социально незащищенным слоям, неуклонно растет, поэтому проблема их жизнеустройства действительно актуальна. Данная статья посвящена теме опеки над людьми с инвалидностью, она расскажет, как оформить опекунство над инвалидом, влияет ли фактор ограничения жизнедеятельности на правила и порядок оформления, какие требования предъявляются к кандидатуре опекуна, платят ли за уход, какие льготы положены, куда и с какими документами обращаться.

Правовые вопросы опеки

Как оформить опекунство над инвалидом Гражданин, желающий заботиться и оказывать всяческую поддержку человеку, у которого диагностированы физические ограничения или социальная недостаточность, порожденная дефектами здоровья, должен осуществлять это на законных основаниях и под надзором специального органа государственного значения.

Функция контроля возложена на территориальные подразделения по опеки и попечительства, и органы местного самоуправления. В их задачу входит выявить нуждающегося в помощи человека и оформить над ним опеку согласно административному регламенту (или установить патронаж).

Персональный помощник или ассистент может быть назначен инвалиду также по его личной просьбе. Это осуществляется с целью предупредить злоупотребления со стороны случайных недобросовестных помощников, обеспечить решение бытовых вопросов и сохранность имущества подопечного.

Вопросы права относительно опекунства над инвалидом регулируются Гражданским, Семейным, Жилищным кодексом, актами, обладающими нормативными свойствами и регулирующими деятельность в сфере опеки на уровне федерального и регионального законодательства.

Основной закон, определяющий порядок оформления и условия проведения процедуры – ФЗ № 48, он так и называется «Об опеке и попечительстве».

В случае нарушений, ненадлежащего исполнения взятых обязательств или бездействия гл. 5 закона предусматривает меры ответственности, носящие материальный (возмещение имущественного ущерба, вреда здоровью) или уголовно-правовой характер. Ответственность несут как опекуны, так и органы исполнительной власти и должностные лица отдела опеки.

Виды опекунства над инвалидом

Существует несколько форм обеспечения интересов людей с ограниченными возможностями. Разделение базируется на категории инвалидности и способности к самообслуживанию.

Разъяснение дается в главе 3 ГК:

  • Опека – вид семейного устройства, призван обеспечить охрану личных и имущественных прав. Опека бывает полная, когда опекаемый инвалид сам не в состоянии принимать адекватные решения, и добровольная – устанавливается по заявлению родителей ребенка-инвалида, когда ввиду определенных обстоятельств они передают несовершеннолетнего на временный присмотр.
  • Попечительство – еще один правовой способ жизнеустройства, обладает аналогичными признаками, но оформляется в отношении частично дееспособного инвалида или подростка 14-18 лет. Подразумевает контроль и оказание содействия инвалиду в пределах предоставленных полномочий.
  • Патронаж – специфическая форма социальной поддержки, предполагает постоянное или систематическое оказание помощи инвалиду (при выполнении юридических действий, бытовых дел, проведении гигиенических, лечебно-оздоровительных мероприятий, взаимодействии с внешним миром и прочее). Осуществляется на основании личного обращения дееспособного гражданина в орган опеки с просьбой предоставить помощника. Обязательное требование – кандидатура должна быть одобрена подопечным (попечителем не вправе быть работник социальной службы), после чего между участниками в соответствии с п. 3 ст. 41 ГК должен быть заключен агентский договор (поручения или доверительного управления). Все сделки (в т.ч. направленные на удовлетворение повседневных потребностей) совершаются только с согласия подопечного. Патронаж устанавливается на срок действия договора.

Кто может претендовать на роль опекуна

 Выразить желание взять под опеку человека с инвалидностью вправе любой гражданин. Это осуществляется путем подачи соответствующего заявления. Определить степень готовности кандидата, ознакомить с правами, обязанностями и ответственностью, поставить на учет, при необходимости направить на прохождение психологического тестирования, обучить по специальной программе (Школа приемных родителей и опекунов) входит в компетенцию сотрудников отдела опеки.

Перед тем как выдать итоговое заключение, собирается максимально полная информация о претенденте, посылаются запросы в различные государственные учреждения, и прочие организации, вплоть до опросов соседей и сослуживцев. Это делается с целью удостовериться, что личность опекуна соответствует установленным требованиям.

Критерии приведены в ст. 35 ГК, если подопечный – несовершеннолетний, учитываются также положения ст. 146 СК. Параметры следующие:

  • достижение совершеннолетия;
  • полная дееспособность;
  • ответственность, добросовестное выполнение своих родительских обязанностей;
  • отсутствие судимости по уголовному делу (умышленное причинение смерти, преступления сексуального характера, посягающие на мирное сосуществование и безопасность человечества, общественную нравственность или здоровье человека – физическое или психическое);
  • положительные качества и черты характера, высокие моральные устои;
  • терпеливость, умение находить общий язык с подопечным, вызывать доверие;
  • наличие средств к существованию, постоянное место работы (пенсия, другой стабильный источник дохода) и место жительства (на основании права владения или пользования жилым помещением);
  • удовлетворительные жилищно-бытовые условия проживания.

Стать опекуном и принять на воспитание ребенка-инвалида помешает:

  • брак (сожительство), заключенный между однополыми гражданами;
  • хронический алкоголизм;
  • токсикомания;
  • наркотическая зависимость;
  • туберкулез органов дыхания, злокачественные опухоли, ВИЧ-инфекция, гепатит С, болезни, при которых оформляют инвалидность 1 группы;
  • виновное поведение и как следствие отмена усыновления или отстранение от опекунства;
  • отсутствие специального опыта, навыков и знания (подготовку организуют органы опеки, плата за обучение не взимается). Указанное требование не распространяется на близких родственников, согласно ст. 10 ФЗ № 48, они имеют преимущественное право.

Порядок оформления опекунства

Кандидат в опекуны следует общепринятому алгоритму действий. Какая именно форма помощи будет оформлена, зависит не от статуса «инвалид» и не от степени расстройства двигательной функции, речи, зрения или наличия другой телесной патологии.

Даже лежачему больному с бессрочной инвалидностью 1 группы, чтобы оформить на него опеку, потребуется пройти освидетельствование на предмет определения дееспособности и правоспособности. Признать инвалида 1 группы недееспособным вправе только суд.

Порядок признания диктует гл. 31 ГПК. Дело возбуждается на основании заявления члена семьи, органа опеки либо медицинского учреждения. Поводом для обращения служат обстоятельства, свидетельствующие о нарушении психики, неадекватном реагировании, потере контроля над собой.
 Решение будет вынесено после прохождения судебно-психиатрической экспертизы. Над совершеннолетними инвалидами 1 или 2 группы, чья дееспособность не ограничена, устанавливается патронаж.

Процедура оформления во всех случаях одинаковая – претендент обращается в орган опеки по месту регистрации инвалида с полным пакетом документации. Перечень утверждается Постановлением Правительства. В пакет документов, необходимых для положительного заключения, входит:

  • гражданский паспорт;
  • заявление с выражением желания стать опекуном или попечителем (помощником);
  • форма 2-НДФЛ, справка о размере пенсии, другая официальная бумага, подтверждающая занятость, стаж работы, должность и заработок за последний год;
  • заключение врачебной комиссии по результатам освидетельствования (унифицированная форма);
  • брачное свидетельство;
  • письменное согласие членов семьи взять в свой дом подопечного-инвалида;
  • автобиография, раскрывающая личность кандидата;
  • выписка из поквартирной карточки;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости.

Документы подаются в копиях, оригинал прилагается. Решение выносится в течение 15 дней с момента принятия заявки и проверки жилищных условий кандидата. Оформляется в форме акта о назначении опекуном конкретного инвалида или заключения о возможности им быть (действительно 2 года). Если в назначении отказано, указываются причины подобного решения, бумаги возвращаются заявителю. Определение можно обжаловать в суде.

Оплата труда и льготы

Согласно п. 1 ст. 36 ГК свои обязанности попечитель исполняет безвозмездно, но в некоторых случаях труд опекуна, отнимающий много сил и времени, оплачивается. Выплаты производятся из бюджета – федерального и субъектов РФ. Гражданам, оказывающим помощь инвалидам 2 или 3 группы, денежная поддержка от государства не полагается.

Кому и сколько платят установлено Указом Президента № 774. Этот правовой акт издан 13.05.2008 г. В п. 1 говорится, что денежные выплаты назначаются трудоспособному опекуну, неработающему в связи с уходом за:

  • малолетним инвалидом (до достижения 18 лет);
  • инвалидом старше 80 лет;
  • инвалидом 1 группы.

Опекунам этих категорий людей полагается 1200 руб., сумма выплачивается ежемесячно. На что еще может рассчитывать опекун? В соответствии с Указом от 26.02.2013 с целью усилить социальную защищенность неработающих опекунов инвалидов детства родителю или опекуну каждый месяц выплачивают по 5500 руб., иному лицу (патронажному воспитателю) – 1200 руб. По региональному законодательству (например, г. Москвы) на содержание ребенка-инвалида ежемесячно выделяют 27500 руб., деньги расходуются строго по прямому назначению. Опекуну в случае совместного проживания полагается лишь компенсация за возмещение текущих расходов – 928 руб. В случае ухода за инвалидом детства дается право на досрочное назначение пенсии (но не более чем на 5 лет). Если опека оформлена над инвалидом 1 группы в России, то период ухода засчитывается в страховой стаж. Опекуну полагаются также:

  • трудовые льготы (в части отпуска, дополнительных выходных);
  • налоговые вычеты;
  • скидки на оплату ЖКХ, проезд, лечение, обучение.

Работа помощника может быть отплачена по личному желанию патронируемого инвалида. Размер и разновидность оплаты – в виде денежной суммы или возможности пользоваться какими-то благами, прописываются в договоре.

Есть вопросы по данной теме? Задавайте нашему юристу через форму ниже или звоните по указанным ниже телефонам.

У вас есть вопросы и уточнения? Наши специалисты рады помочь Вам. Если вам нужна консультация юриста по телефону, вы можете заказать обратный звонок, используя форму онлайн-консультанта, и наш специалист перезвонит вам в удобное время.

 

Похожие статьи:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.